Текст: | Летние Карпаты - не вполне горы. Скорее, высокие-высокие холмы. Леса на склонах и луга на вершинах. Эти луга по-местному - "полонины". Полонина Боржава - один из многих хребтов, составляющих Карпаты. Самый высокий из тех, к которым можно приехать по железной дороге Львов - Мукачево.
В европейской части бывшего СССР немного железных дорог пересекают горы - за отсутствием последних. Вдиковинку для жителя равнины туннели, высокие мосты и крутые петли. Инженерные сооружения красивы сами по себе, а в окружении горного пейзажа составляют и вовсе замечательную картину. Среди восхитительных видов из окна особого внимания заслуживает пейзаж, открывающийся справа после туннеля под водораздельным хребтом, когда поезд въезжает в Закарпатье: внизу - крутобокое лесистое ущелье, впереди - уходящая в дальную даль обжитая долина. В целом, поездка по этой дороге доставляет удовольствие сама по себе.
Гулять - приятно и полезно. В том числе за городом, т.е. заниматься "треккингом", т.е. по-русски - ходить в пешеходные походы. Поскольку Александре в ближайший месяц рожать, ограничиваемся однодневными прогулками. Берем с собой: запасной комплект одежды на Ярку, запасной подгузник и салфетки, сухофрукты, бутерброды и воду, плюс немного (сваренной) каши для Ярки (поезд уходит рано и позавтракать нет возможности).
Полонина Боржава видна еще из поезда. Бросается в глаза высокий крест, установленный на ближайшей к Воловцу, безымянной, крайней вершине хребта. По Воловцу километр назад до ж/д переезда, потом на юг, по той дороге, по какой уже ходили когда-то, еще до Ярки - четыре года назад. Отойдя чуть-чуть, останавливаемся. Прямо перед нами долина ручья Звор. Видимая линия горизонта почти полностью совпадает с нашим маршрутом - "программой-максимум": слева лесистый ступенчатый гребень, вдоль которого ведущая наверх дорога, правее вершина Плай, правее Темнатик и безымянные вершинки еще правее него, крайняя - с крестом, и ее лесной склон, спускающийся в нашу сторону уже совсем справа. До этой линии действительно "рукой подать" - кажется, что стоит протянуть и коснешься. Но вероятнее, что мы успеем дойти лишь до выхода на полонину. Кроме того, сейчас очень жарко, выходить из лесу не хочется. Здесь вырубают лес. Четыре года назад был вызывающий восхищение мощный чистый ельник, сейчас - брошенные невыкорчеванными пни. Жаль.
Ярослава едет у меня на плечах. Руками придерживаю ее за ноги. Идем не торопясь, Александра часто останавливается перевести дух. На открытых местах очень жарко, спешим скорее их миновать, дойдя до леса, делаем первый привал. Немного питаем ребенка. Ярка не хочет гулять, хочет сидеть на пне вместе с родителями. Лесная дорога разбита тяжелой техникой, и не будь сейчас так жарко, здесь было бы не пройти незапачкавшись. После отворота на Гукливый следует крутой и долгий подъем, после чего дорога выходит на узкую полку на крутом залесенном склоне.
Это очень красивое место. Справа вниз уходит склон такой крутой, какие я привык называть словом "обрыв", но покрытый лесом. Справа такой же склон уходит вверх, так что возле самой дороги нередко каменистая стенка. Высоченные стройные деревья смыкаются над головой; зеленый свет. Эта дорога напоминает мне автомобильный въезд к телебашне на горе Высокий Замок во Львове, только масштаб местности на порядок больше. Думаю, гуляя в соответствующем состоянии сознания, можно случайно попасть из одного места в другое. Люблю эту дорогу. В какой-то момент спускаю Ярку, и идем с ней за руку, но совсем недолго. Дорога все-таки постоянно идет в гору, и - разъеденная дождями грунтовка - нелегка для двухлетнего ребенка. Мы рассчитываем подняться до границы зоны леса, посидеть там сколько позволит время и вернуться той же дорогой.
Когда идущая вдоль склона дорога достигает конца долины, ее пересекает ручей. Скатывается с горы цепочкой водопадиков. В Карпатах на верхах проблемы с водой, так что следует запоминать все увиденные высокогорные ручьи и источники (и заблаговременно узнавать об оных перед походами, чтобы не бегать по вечерам вверх-вниз). Здесь долго сидим, отдыхаем и в меру возможности умываемся в ручье. Разъедаем сухофрукты и банку шинки. После ручья совсем скоро дорога выходит на полонину. С целью осмотреть окрестности поднимаемся несколько выше опушки леса, до полуразрушенного двухэтажного каменного дома ("сыроварни").
Здесь легкий ветерок, из-за которого нет такого удручающего ощущения пекла, как на безлесых пространствах внизу. Разглядываем горы, видные далеко на северо-востоке - приятно их узнавать, и вдвойне приятно те, на которых были. Совсем близко долина речки Вечи, много полей и населенки, петляющая железная дорога. Водораздельный хребет невысокий, не заслоняет горы, в которых мы гуляли осенью 2005-го с трехмесячной Яркой: различимы Черная Репа и Магура.
Ярослава гуляет вокруг нас. Александра предлагает все-таки дойти до Темнатика и спуститься вниз через гору с крестом. Не поднимаясь на ближайшую вершину (с ретранслятором), по дороге направо вдоль склона. Небольшая рощица, после которой путь проходит исключительно по лугу. Совсем другая атмосфера, совсем другие ощущения. Походы по лесной части и по открытым верхам - полонинам оставляют несравнимые друг с другом впечатления.
Ярка дальше едет на мне. Справа опять обрыв, на этот раз безлесый, сильнее давит на психику, чем на предыдущей лесной дороге. В ложбине в изломе хребта - стайка снегомерных столбиков; а внизу, там где зона леса, видны лысые прочесы - следы регулярных лавин. Несколько слабых ручейков; на одном из них следы разрушенного лотка - поилки для скота, сейчас развалившейся.
Выходим на гребень - открывается вид на юг. Солнце палит нещадно, но ветер несколько сглаживает ощущения. Ярка в шапочке, и она привольно сидит, а мы с Александрой идем, пыхтим и потеем. Не останавливаемся, поскольку времени мало. Поодаль стадо лошадей. Вот дорога уходит в сторону, и к вершине Темнатика идем по едва заметной на лугу тропе. Вершина - 1343.8м, общий набор высоты - 800-850м, пройдено 10-12км.
Виды во все стороны. Рады и горды собой. Любая прогулка - заряд хорошего настроения. В горах - особенно. Предстоит спуск по незнакомой нам дороге. Сперва нужно спуститься до вершины с крестом. Тропа оказывается совершенно неожиданной крутизны, то и дело пересекая какие-то и вовсе то ли группы камней, то ли выходы скал, так что спускаемся осторожно, как по лестнице, кое-где придерживаясь рукой за склон. Ярку в таких местах пересаживаю с плеч на руки (то есть прижимаю к груди - так удобнее идти, хотя и занимает полностью правую руку). В общем, тропа не такая, чтобы мужчине с ребенком или беременной женщине было сложно пройти, но близкая к тому. Снизу вверх картина неожиданная - на фоне неба видно лишь ближайшее нагромождение камней, тропа по которому и не видна. При взгляде издалека нельзя было заподозрить здесь наличие подобных мест - виден был лишь луг и луг.
Влево и вправо голые склоны уходят вниз настолько круто, что, имхо, при падении шансов задержаться нет. Когда доходим до вершинки с крестом, я даже не решаюсь задирать голову вверх - боюсь головокружения. Крест высокий, из металлической трубы чуть ли не в обхват. Весело было ее сюда тащить, наверное. "С энтузиазмом, достойным лучшего применения..."
Снова крутая тропа вниз, но счастье, что она все-таки есть. Наконец опушка леса; здесь путь проходит вдоль низа натуральной нависающей скалы. Узкая тропа то и дело проходит через заросли каких-то очень густых кустов, смыкающихся сплошь, приходится раздвигать их телом, путь нащупывая ногой... Поваленные вековые деревья, которые нам (с нашим специфическим грузом) нелегко перелезть... После большой поляны на выполаживании склона очень длинный и крутой сброс с необычным лесом: крупный ельник, вместо почвы - каменный лом, щебень, чуть прикрытый мхом и хвоей. При этом мы идем по чему-то, что похоже на заброшенную дорогу, но очень крутое, разве что только для трелевщиков и "только вниз".
Выходим на действующую делянку лесорубов. Хлам, грязь, древобойня. Обломанные ветви, гусеницами вдавленные в глинистую жижу. Сперва сухо, чуть ниже начинаются ручейки и лужи, идти совсем грустно. Приходиться перебираться через грязища по брошеным стволам. Пересекаем ручей Звор, за ним небольшой подъем и выходим на дорогу, на которой были утром. Теперь линия горизонта - гребень-подъем - Плай - Темнатик - воспринимается иначе. Утром пройти такой маршрут нам казалось малореальным. Но вот, мы потрогали его рукой. Видим, как уходит наша электричка. Спускаемся в Воловец. Покупаем билет на поезд, до которого остается несколько минут. Смотрим в окошко. Устали...
Автор:chmykh http://chmykh.livejournal.com/1239.html |