Государственное устройство Польши
Республика Польша является государством с республиканским строем, власть в котором выбирается гражданами. Польша является парламентской демократией с двухпалатным парламентом. Это означает, что все граждане имеют право активно участвовать в управлении государством, имеют гарантированное Конституцией влияние на его судьбу и имеют равные права. В 1989 году были учреждены институты президента и сената. Было также восстановлено название государства – Речь Посполита Польская.
С 1 января 1999года принято новое административное деление государства: территория Польши подразделяется на 16 воеводств, 315 повятов и 65 городов.
Воеводства: Западное – Поморье (центр Щецин), Поморское (центр Гданьск), Куявско – Поморское (центр Быдгощ), Вармийско – Мазурское (центр Ольштын), Подляское (центр Белосток), Мазовецкое (центр Варшава), Лодзинское(центр Лодз), Великопольское(центр Познань), Любушсколе(центр Гожув – Вельк), Нижнесилезкое(центр Вроцлав), Опольское(центр Ополе), Силезско(центр Катовице), Свентокшинское (центр Кельце), Люблинское(центр Люблин), Прикарпатское(центр Жешув).
Государственные законодательные органы – сейм и сенат, исполнительную власть представляют президент и совет министров. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на четырехлетний срок. В состав сената входят 100 депутатов, которые избираются на срок полномочий сейма. Глава государства – президент, избирается на 5 лет путем всеобщих выборов. В настоящее время эти функции выполняет
Лех Качиньский глава правительства Казимеж Марцинкевич.
Польская политическая система состоит из органов государственной администрации, политических партий и правовых норм (Конституция РП, законодательные и исполнительные акты).
Конституция была принята в 2 апреля 1997 года.
Власть в Польше осуществляется в парламентско-правительственной системе. Система правления основывается на тройном разделе власти на законодательную (Сейм, Сенат и в определенной степени Конституционный суд), исполнительную (президент, премьер-министр и Совет министров), и судебную (система независимых судебных органов: суды гражданские, административные и военные).
Польский парламент состоит из двух законодательных органов. Первым является Сейм, то есть нижняя палата, вторым - Сенат, то есть верхняя палата. Сейм исполняет более важные функции, чем Сенат, который обладает, прежде всего, совещательными и контролирующими полномочиями.
Депутатом может стать каждый польский гражданин, пользующийся общественными правами в полном объеме, которому к моменту проведения выборов исполнился 21 год. Сенатором можно стать в возрасте не менее 30 лет.
Во время голосования в парламенте ни депутаты, ни сенаторы не связывают никакими инструкциями своих избирателей. Конституция обязывает членов обеих палат парламента руководствоваться интересом Республики Польша в целом.
Совет министров, то есть польское правительство, состоит из более десятка министерств и центральных ведомств. Совет министров является органом исполнительной власти. Закон о деятельности государственной администрации дает премьер-министру, стоящему во главе Совета министров, большие возможности в формировании кадрового состава правительства. Получить назначение в Совет министров могут также председатели определенных в законодательстве комитетов, например Комитета Европейской интеграции. В настоящее время Совет Министров состоит из Премьер-министра и 17 министров.
В Польше, как в каждой европейской стране, есть часть общества, которая не в состоянии самостоятельно себя содержать и нуждается в опеке государства или специализированных неправительственных организациях. Заинтересованное лицо или семья могут обратиться за социальной помощью в соответствующее учреждение по месту жительства. Особой опекой государство окружило детей и молодежь, организуя так называемые "семейные" детские дома, адаптационно-опекунские центры, воспитательные учреждения, комнаты игр, детские уголки и клубы по интересам для детей и молодежи.
Пенсионная система в Польше действует таким же образом, как в странах, где функционирует рыночная экономика. Базируется на трех видах накопления сбережений на будущую пенсию (так называемых "колоннах").
I "колонна" - обязательная часть пенсионного взноса, поступающая в реформированное Управление социального страхования, который имеет правительственные гарантии платежеспособности.
II "колонна" - также обязательная часть пенсионных взносов, но поступающая в Открытые пенсионные фонды как средство инвестирования. Фондами управляют польские и заграничные финансовые институты, специализирующиеся в инвестициях на рынке ценных бумаг.
III "колонна" - добровольные пенсионные взносы, поступающие на счета коммерческих страховых учреждений. Эти взносы можно делать как в индивидуальном порядке, так и в рамках специальной Пенсионной программы для трудоустроенных граждан.
В 1999 г. в Польше была проведена коренная реформа системы народного образования, изменившая структуру учебных заведений, систему оценок знаний и требований к учащимся. Изменился также способ воспитания педагогических кадров. Каждый учитель должен пройти следующие ступени профессиональной карьеры: учитель-стажер, учитель на контракте, учитель по назначению, дипломированный педагог.
Польская система образования охватывает начальные школы, гимназии, средние учебные заведения: лицеи, техникумы и профильные школы, и высшие учебные заведения. Учеба является бесплатной (в государственных школах), всеобщей и обязательной до достижения совершеннолетия (до возраста 18 лет).
|