Храмы и Церкви
Кафедральный соборСтарейшим памятников в городе является Архиепископская Кафедральная Базилика Святых Апостолов Петра и Павла. Ее происхождение уходит в 968 год, во времена создания Познаньской епархии. В 1962 году Папа Иоанн XXIII даровал храму титул Малой Патриархальной Церкви.
Начало строительство первого Собора – Базилики дороманского периода – положено около 968 г Принцем Мешко I. С тех пор ее много раз разрушали и восстанавливали. Сейчас Кафедральный Собор представляет собой базилику с тремя нефами и галерей вокруг алтаря. Всего в Соборе 12 часовен с двумя смежными ризницами по сторонам нефа и крытая внутренняя галерея. Храм имеет 81 метр в длину и 43,5 м в ширину. Центральный неф 24,5 м высотой, шпили высотой 62 метра и маленькие башни над галереей, каждая высотой 44 метра. Фасад имеет стрельчатый главный портал, выполненный из обработанного глазурованного кирпича. Бронзовая дверь главного входа с изображениями сцен жизни Святого Петра (снаружи) и Святого Павла (внутри) была сделана в 1979 году, по проекту художника Казимира Биенковского. Над главным порталом расположено высокое окно с розеткой, выполненное в Готическом стиле, а выше него лестница готического фронтона со «слепыми» окнами. Купола башенок в стиле барокко отреставрировали в 1952 году. После Второй Мировой Войны Собору была возращена его готическая форма.
В самом соборе множество церковных художественных мастерских. Высокий алтарь в позднеготическом стиле, датируемый 1512 годом появился здесь с Горы в Нижней Силестии. Он представляет собой многослойную запрестольную перегородку с парой дверей, открывающихся в обе стороны. Внутри находятся статуи Божьей Матери с Младенцем, Святой Варвары и Святой Катерины. В четырех панелях наружных крыльев – статуи 12 святых женщин. Над алтарем - распятие, выполненное в стиле позднего барокко, и статуи Божьей Матери и Святого Иоанна (барокко). Хоры (места для церковного хора) представляющие собой предмет искусства поздней готики, датируются началом 17 века, и были привезены в собор из Згорзелека; кафедра и крестильная купель в стиле позднего барокко, 1720 г, появилась здесь из бывшей евангелистской церкви в Миче. На колонне за местом архиепископа весит ценный фламандский гобелен первой половины 17 века.
Много ценных произведений искусства и в часовнях. Золотая Часовня была разработана Франтишеком Мария Ланси и построена между 1835-41 гг (при этом использовались существующие стены) как мавзолей Мешко I и Болеслава Могущественного - первых Правителей Польского государства. Кафедральный Собор является свидетелем многих исторических событий, включая похороны средневековых королей и принцесс. Здесь находится старейшее кладбище правителей династии Пястов.
Остатки самой старой структуры собора можно найти в склепе под боковым пролетом. Часть территории возле гробниц Мешко I и Болеслава Могущественного, представляющей почти половины известняковой крестильной купели, всего около 5 метров от края до края, находится под охраной. Считается, что купель является частью баптистерия, построенного во времена Мешко I, до того как был возведен первый собор. (В общем, полагают, что именно в этой части Познани, здесь на Острове Тумском, Мешко I и принял крещение). Здесь также можно увидеть фрагменты стен, как часть двух первых соборов, дороманского и романского периодов.
Церковь святого епископа Станислава (Приходская церковь) Приходская церковь, Девы Марии и Святой Марии Магдалины, построенная иезуитами, является одной из самых изящных образцов архитектуры в стиле Барокко в Польше. Работы начались в 1649 году и прерывались несколько раз, пока постройка не была закончена через 50 лет.
Начало строительства было положено Томасом Понсино и, после перерыва на несколько лет, была продолжена в 1678 году приходским священником и выдающимся знатоком архитектуры Бартоломью Натаниелем Вазовским. То, что церковь приобрела тот неповторимый облик, который сохранился до наших дней - заслуга именно Вазовского. Используя уже существующие стены, он тщательно проработал новый проект для церкви и воплотил свой проект в жизнь. Но из-за смерти Вазоского в 1687 году строительство было вновь остановлено. В 1697-1701 годах Джованни Катеназзи вновь продолжил неоконченные работы. Хоть церковь и освятили еще в 1705 году, лишь к 1727 -1732 годам она приобрела свой окончательный облик. После прекращения существования ордена иезуитов в 1773 году, церковь была передана во владение разрушенной церкви Святой Марии Магдалены ставшей в 1798 году городской Приходской церковью.
Между 1945-56 гг во время реконструкции Кафедрального Собора, церковь служила Собором во время приезда епископа. В последние годы церковь претерпела широкие восстановительные работы. Фасад - работа Джованни Катеназзи, а центральный портал разработал Помпео Феррари. В нише над входом находится статуя Святого Франсиса Лойола, основателя Иезуитского Ордена.
Интерьер из трех нефов поражает внушительными размерами. 55 метров в длину и 34 метра в ширину, а высота центрального нефа 27 м. Внутреннее убранство церкви отличается удивительной роскошью. Ни в одной другой польской церкви в таком масштабе не представлена вся экспрессия и мощь красоты романского барокко, по достоинству названной «триумфальной».
16 массивных колонн искусственного мрамора украшают обе стороны центрального нефа. Над капителями установлены статуи 12 апостолов. Алтарь и главный неф богато украшены многоцветной живописью начала 18 века, Карола Данкварта. Лепные украшения, относящиеся к тому же периоду, выполнены Войчеком Бианко. Псевдо-купола над площадью покрыты картинами Станислава Вроблевского (1949 г).
Высокий алтарь разработан Помпео Феррари. Его особенностью является художественное изображение епископа Станислауса возвращающего к жизни Питровина, созданное в 1976 году Симоном Шечовицем. По сторонам алтаря установлены две огромные скульптуры – фигура справа изображает Святого Станислауса Костка, а фигура слева - Станисалуса Епископа. Два больших алтаря закрывающих поперечный неф созданы по подобию алтаря Святого Антония Гонзага, разработанным Андреа Поззо для романской церкви Святого Игнатиуса.
В нижней части нефов с крестовым сводом находятся 10 меньших по размеру алтарей. На одном из них - готическая статуя Распятого Христа, датируемая около 1430 года, которая была перевезена сюда из бывшей приходской церкви Святой Мари Магдалины. Орган был создан в 1876 году знаменитым Фридрихом Ладегастом Вайсенфелдским. Самая большая из 2579 труб достигает 6 метров в длину. В церкви часто дают концерты органной музыки.
Мемориальная доска, установленная в 1996 году в память Святого Отца Якуба Вуджека (1541-97 гг) основателя и первого пастора коллегии иезуитов в Познани, автора первого перевода Библии на польский язык. В часовне на конце западного нефа расположена точная копия (1952 г) иконы Божьей Матери, увенчанной папской тиарой в 1961 г. Это была первая коронация изображения Девы Марии в Польше после Второй Мировой Войны. Огромный подвал под церковью между двумя мировыми войнами Использовался, кроме всего прочего, и как в винный погреб.
Церковь Святого Антония Падуа – ФранцисканцыОна поднимается на склоне Холма Пржемысла, западной части Старой Рыночной площади. Монахи францисканцы (в черных монашеских одеяниях) пришли в Познань в первой половине 17 века. В 1646 году они построили деревянную церковь и монастырь возле Гроблы (в месте на котором сегодня находится Церковь Всех Святых), и когда спустя 10 лет они сгорели дотла, монахам досталась церковь Святого Роша в Мястечке. В 1668 году монахи получили разрешения селиться на территории города, за городскими стенами.
Строительство церкви началось в 1674 году. Расположенная в непосредственной близости от городских стен она несколько раз страдала во время осады города 1704 г. Строительство церкви было полностью закончено в 1757 году. Смежный в нею монастырь построили в самом начале 18 века. После закрытия монастыря в 1832 году, Прусские власти передали его в собственность Немецким католикам. Позже в 1875 году к церкви были проложены лестничные пролеты. Между 1899-1922 гг южное и восточное крылья монастыря снесли В 1921 г францисканцы вернулись в свои бывшие владения. В 1945 г часть церковного свода обрушилась, тем самым, разрушив фрагменты интерьера. Всего в церкви, построенной в стиле барокко, две большие часовни, по одной на каждую строну нефа. Алтарь и центральный неф покрыты цилиндрическим сводом с тимпанами, круглыми окошками в крыше, а стороны нефов крестовым сводом. Верхушка часовни с куполами и фонарями. Интерьер богато украшен лепниной. Многоцветная роспись была сделана в 1702-1735 гг монахом францисканцем Адамом Свашем. Полотна в часовне и в центральном нефе рассказывают о жизни Святого Франциска. Высокий алтарь и скульптурный церковный хор созданы около 1700 г Антонием Свашем, братом Адама Сваша. Братья также создали черный деревянный алтарь в часовне Девы Марии (на левой стороне нефа). На алтаре маленькое изображение Святой Матери Чудотворной – Богоматери – середины 17 века. Под куполом возведены статуи Иисуса и 12 апостолов. Через неф, в часовне Святого Франциска, стоят статуи святых францисканцев. В церкви несколько надгробных надписей 18 века и портретов умерших. От Старого Монастыря остался только северный ветер по улице Францисканцев. Ближе к западной стене церкви стоит памятник 15 Познаньским Уланам.
Церковь ХристаЭто вторая по величине готическая церковь в Познани после Кафедрального Собора. Она была основана королем Владиславом Яжелло в 1406 г. Строительство этой деревенской церкви было медленным и продолжалось вплоть до 1470 года. В 1657 г церковь была полностью сожжена Бранденбургской армией. Во время реконструкции, которое закончилось в 1664 г, сводам над центральным нефом и западным фронтоном придали формы барокко. Шпиль возвели в самом начале 18 века, часовню Девы Марии в 1726 году, а в середине 18 века, ризницу. После закрытия монастыря в 1823 году, церковь пришла в упадок. От разрушения ее уберегло лишь заступничество архиепископов
Марсина Дунина и Леона Пршлуски. После восстановления, в 1856 году, церковь перешла во владения протестантов. Затем, некоторое время церковью управляла армия, а с 1899 года она стала приходской церковью.
Само здание построено как замок. Три нефа разделены аркадами, чьи заостренные арки поддерживают профилированные колонны. Смежный неф и боковой неф церкви являются продолжением алтаря по всей высоте. Интерьер освещен светом, проникающим сквозь готические окна. Три из них (в алтаре) до сих пор имеют первоначальный узор на камне, датируемый 15 веком. Порталы церкви выполнены из глазурованного, разноцветного кирпича (южный вход замуровали). Готическое ребро крестового свода над алтарем украшено лепниной в стиле барокко. Цилиндрический свод центрального нефа украшен круглыми окнами; стороны нефа сохранили свой первоначальный звездчатый свод 15-го века. Витраж с цветными стеклами в часовне создан в 1950 году Станиславом Ровалишем, а те, что находятся на фасаде и сторонах нефа – Зигмундом Космиски в 1967 г.
Высокий алтарь установленный здесь около 1726 года, скорее всего работа Помпео Феррари. Он украшен безымянным полотном Тайной Вечери. На стенах часовни висят портреты основателей церкви, Владислава Яжелло и его жены Ядвиги, датируемые 1665 годом, а под сводом с распятием - портреты и гербовые щиты представителей польской аристократии и дворянства, начиная с 17 века. Соседний алтарь часовни Божьей Матери с многоцветной росписью позднего барокко (представлен в 1958 г) разработан Помпео Феррари. В церкви три алтаря и органная галерея с богатыми украшениями в тиле ампир и рококо. В центре основного нефа фрагмент старого алтаря Святого Онуфрия, реконструированного в 1925 г. Существует легенда, что здесь в конце 14 в встречены три святых чудотворца.
Расположенная у реки Варта, церковь в прошлом часто затапливалась. Памятная доска отмечает уровни воды в 1698, 1736 и 1888 годах. Монастырь, построенный в тоже самое время, как и церковь, утерял свой первоначальный облик. Только одна из его комнат, которая должна была быть трапезной, сохранила свой позднеготический звездчатый свод. В церковном дворе находится статуя пророка Элиаса, середины 18 века.
Церковь святого Франциса Серафима – Францисканцы/БернардинцыСамые строгие францискацы (носившие коричневые рясы), которых в Польше называли Бернардинцы, в честь Святого Бернарда, прибыли в Познань в 1445 г. Сначала они воздвигли деревянную капеллу за городскими стенами, в Пиясках, а к 1473 капелла уже превратилась в каменную готическую церковь. В1655 году церковь разрушили шведы, расположившиеся в Познани. Они опасались, что церковный комплекс за пределами города может использоваться для атак польской армии. Новая церковь была построена в стиле барокко в период 1661-1668 гг под контролем сначала Кржистова Бонадура старшего, а затем Джерси Катеназзи. В 1725 году штормовой ветер снес крышу церкви. Во время реконструкции в 1730-38 гг, переделали фасад и на верхушки шпилей были добавлены ажурные купола, разработанные Яном Стиром из Лешно. Статуи святых в нишах Вознесения были сделаны Франтишеком Домусбергом.
Около 1740 г неф был расширен до часовни Девы Марии из Лоретты. После закрытия монастыря в 1835 г, прусские власти передали церковь местной средней школе, где жилые помещения стали использоваться как комнаты для мальчиков. В 1945 г здание церкви серьезно пострадало: крыша часовни и купола шпилей обрушились, а огонь полностью уничтожил внутреннюю часть здания. Не уцелел и монастырь. После войны францисканцы вернулись в свою прежнюю обитель и приступили к восстановительным работам, которые растянулись на много лет. Реконструкция куполов была закончена в 1982 году, а северное крыло здания только в 1988.
Отличительной чертой здания является его фасад, выполненный в стиле барокко, по бокам которого возведены шпили высотой 29 метров каждая и украшенные сверху куполами. Внутренней части церкви и широкой часовне вернули прежний облик середины 17 века. Интерьер и убранство восстанавливали по сохранившимся образцам. Всего одна подлинная часть рельефа 18 века со сценой из жития святых была установлена на арке крестной перегородки. Статуи 12 апостолов на колоннах - первой половины 18 века, но их просто реставрировали после Второй Мировой Войны. Пол церкви поднялся на несколько метров, по сравнению с уровнем Площади Бернардинцев, которая в прошлом предохраняла церковь от затопления. На колоколе, отлитом в Познани в 1730 г., выгравированы имена Франсиса Ассиси и Яна Капистрана.
Пригородная Церковь Святого Иоанна ИерусалимскогоРоманский храм был построен иоаннитами в самом начале 13 века. (Иоанниты – были рыцарским орденом, основанным во время Крестовых походов для борьбы с мусульманами и попечением за больными паломниками). По окончании Крестовых походов они построили монастыри по всей Европе. Вплоть до наполеоновских времен оплот ордена находился на острове Мальта и, по этой причине, рыцарей еще часто называют Мальтийским Орденом. На рубеже 16 века церковь расширили, добавив несколько элементов поздней готики. Во время работ, продолжавшихся до 1512 года, к основному нефу добавили боковой неф, потолок над центральным нефом подняли и возвели шпили. В 1736 году была построена капелла Священного Креста, по поручению Мичала Дабровски, командора ордена Иоаннитов.
Скорее всего, церковь является старейшим храмом в Польше, выполненным из кирпича. Портал на западном фасаде выполнен с использованием романских каменных элементов. Правую колонну реконструировали в 1948 году. Живописен интерьер с готическими звездчатыми сводами и капелла, украшенная куполом. Внутренние многоцветные украшения созданы в 1948 году Станиславом Тейссейре, который также придумал орнамент для витражного окна в капелле, воплощенный художником Станиславом Повалитсем. Высокий алтарь отмечен рисованным готическим триптихом, начала 16 века. В центре изображения Девы Марии с младенцем, Иоанна Крестителя и епископа Святого Станислауса. Другой замечательной исторической реликвией является крестильная купель, вырубленная из песчаника, датируемая 1522 годом. Над входом в крытую сводом капеллу выделяется Мальтийский крест. На алтаре в капелле установлено деревянное распятие середины 17 века, благословляя прихожан церкви. В склепе под часовней покоится, среди других, основатель церкви и последний командора Познани Андржей Миасковки.
Восстановившиеся дипломатические связи между Польшей и Орденом Мальтийских Рыцарей, дали иоаннитам возможность продолжить свою деятельность. Сегодня почти сразу за церковью, расположена онкологическая клиника Иоанна Иерусалимского.
Церковь Святого Иосифа – Монастырь Босых КармелитовМонашеская церковь расположена на западном склоне холма Святого Адальберта (św. Wojciecha). На этом месте с середины 14 до конца 16 века стояла церковь Святого Георгия. Позже здесь стоял храм чешских монахов нищенствующего ордена, разрушенный в 1616 году. Двумя годами позже здесь поселились Кармелиты и построили деревянную часовню. В таком виде, как она стоит сейчас, церковь была построена в период между 1644-77 гг. Первоначально работами руководил Кристоф Бонадура старший, а после его смерти (около 1667 г) Джерси Катеназзи. Прилегающий к церкви монастырь был построен в несколько периодов – работа началась в 1685 году и закончилась в 1770-х . В 1831 году Прусские власти закрыли монастырь. В 1831 г. церковь, интерьер которой перестроен по проекту Карла Фридриха Шинкеля, стала евангелисткой гарнизонной церковью. После обретения Польшей независимости, церковь стала католической (галереи, построенные протестантами, были полностью разрушены). В 1945 г. Кармелиты вернулись в свою сильно пострадавшую от войны обитель.
В церкви, построенной в стиле барокко, три нефа. Сама ее форма напоминает крест. Прекрасный пропорционально спроектированный фасад церкви разделен перекрытиями и карнизами и украшен декоративными нишами для статуй. Интерьер приобрел свой неповторимый облик благодаря общей реконструкции 1984-88 годов. Намного старше остатки надгробной плиты с могилы Войчика Конаржевского, датируемые второй половиной 17 века. Кафедра была построена в 1962 году из фрагментов старой кафедры, найденной в бывшей евангелистской церкви в Обрзыко и скульптур, привезенных из Силезии. Сразу за церковью расположено здание монастыря с маленьким садом. Высшая Семинария Кармелитов Девы Марии палестинской горы Кармель сейчас является филиалом Папского Факультета Теологии в Познани.
Церковь Святой Мученицы Девы Маргариты (Улица Филиппинская)На этом месте церковь существовала еще с первой половины 13 века. Готическое здание, существующее по сей день, было построено в последней четверти 15 века. Ризница, шпиль и церковь Святой Варвары были построены вскоре после нее. Прилегающую к южной стене Церковь Святого Филиппа Нереуша, добавили около 1650 года. Саму Церковь разрушили во время шведских войн и вновь отстроили в 1658 году. Между 1671 и 1805 гг церковь принадлежала Филиппинским монахам. Сегодня это приходская церковь в архиепископском приходе.
У западной стены высится шпиль с утерянной верхней частью, а позади него виден готический фронтон с лестницей и высокими «слепыми» окнами. В церкви один неф, внутренняя часть здания оформлена звездчатым сводом и многоцветной росписью, созданной в1946-47 гг. Стрельчатый портал второй половины 14 века ведет из вестибюля в неф. Интерьер, выполненный в позднем барокко, датируется первой половиной 18 века. В часовне живописное полотно с изображением Девы Марии с младенцем на руках, нарисованное на деревянной доске в начале 17 века. В церкви Святой Варвары изображение Мадонны с Младенцем в окружении поющих ангелов, датируемое 1630 годом. Алтарь в часовне Святого Филиппа Нереуша замечателен своими лепными украшениями середины 18 века, изображающими молящегося покровителя святых.
Ворота в стене, окружающей церковь изготовлены в 1786 г. Напротив церкви находится старое филиппинское аббатство, построенное в 1746-77 гг. В 1900 г здание расширили на восток крылом, построенным на одном уровне со старой частью церкви.
Церковь Святого МартинаПриход Святого Мартина создан в первой половине 13 века, даже раньше, чем были возведены городские стены. Первое упоминание о церкви, которая первоначально должна была быть деревянной, датируется 1252 годом. Близлежащая деревушка, названная в честь Святого Мартина, была объединена с городом вплоть до конца 18 столетия. Настоящая готическая церковь появилась в начале 16 века. В 1657 году церковь была сожжена дотла Бранденбургской армией. Восстановленной в конце 18 века, церкви был придан облик в силе Барокко. В 1745 убрали шпиль, поскольку он угрожал упасть. Новому шпилю пришлось подождать своего часа. Его возвели во время общей реконструкции церкви между 1925-29 гг. Теперь это была уже новая церковь, четвертый неф был построен с южной стороны бокового придела. Во время сражений 1945 года церковь сильно пострадала. Восстановительные работы продолжались между 1950-1955 гг, в результате которых церковь вновь обрела свои готические формы.
Внутренняя часть церкви покрыта звездчатым сводом. Стены украшены многоцветной росписью, нанесенной прямо на кирпичную стену в 1957 г, разработанной Ваславом Таранцевским. Оконные витражи в часовне, сделанные в 1960 г, разработаны Яном Пиасеки. Высокий алтарь отличается позднеготическим силезским триптихом 1498 г. В центре - изображение Девы Марии с Младенцем, Иоанна Крестителя и Святой Катерины. Над входом в церковь - живописный рельеф, изображающий Святого Мартина на лошади, сделанный в 1953 году Эдвардом Хаупттом.
За церковью находится грот Девы Марии Лурдес. Он был создан в 1911 году, но приобрел свой настоящий вид только в 1932. Год спустя, в 15 годовщину познаньского Восстания, здесь была установлена мемориальная доска. В деревянной колокольне находятся три колокола: Возрождения Святого Мартина, датируемый 1563 г, Святого Андрея (1718 г) и самый большой их них – Девы Марии (1747 г)
Церковь священного сердца Иисуса и Девы Марии Утешающей – иезуиты (18 Зевска улица)Являясь старейшим храмом в левой части Познани, он был построен на земле Святого Годарта Гамлета, который получил свое имя благодаря церкви, стоявшей на этом месте еще с середины 12 столетия. В 1244 г. принц Пршемыслав I решил найти Доминиканский Монастырь. В середине 13 века монахи построили новую церковь и монастырь на том самом месте где стоял храм Святого Годарта. Раннеготический храм удлинили часовней и двумя нефами. В 15 веке к северной стороне храма пристроили часовню Девы Марии Молящейся. Из-за наводнения в 1698 году колонны и потолок над нефом разрушились. Во время реконструкции, продолжавшейся до начала 18 века и руководимой Яном Катеназзи, внутренняя часть церкви представляла свод, оставшийся на колоннах, примыкающих к стенам. Штормовые ветра снесли крышу здания в 1725 году, а в 1803 огонь уничтожил убранство и свод нового шпиля. Церковь восстановили к 1824 году. После того, как монастырь закрыли в 1837 году, два крыла здания, принадлежащего монастырю, полностью снесли. В 1920 году церковь и монастырь были переданы иезуитам.
Частично сохранились раннеготические внешние стены церкви, датируемые серединой 13 века. Богато украшенный портал западного фасада (открытого в 1923 году) датируется эти же временем. Внутренняя часть здания имеет один неф. Колонны, примыкающие к стенам, возведены в начале 18 века; свод часовни относится к началу 19 века, а те, что установлены над нефом, к первой половине 18 века. В часовне собраны фрагменты лестницы, относящейся к Позднему Возрождению, датируемой 1620-1630 гг и украшенной сценами жизни Святого Доминика (на правой стороне) и Святого Иоанна (на левой стороне). На Крестильной купели, выполненной из песчаника, в начале 16 века, изображено воскрешение Христа. Кафедра относится к 1715 году. Необыкновенно красив звездчатый свод часовни Девы Марии Молящейся. Ее готический интерьер относится к самому началу 20 века. Оцинкованная бронзовая надгробная плита Феликса Паниевского (умершего в 1488 г) изготовлена в Вьешерской мастерской в Нюрнберге. Она была вывезена в Германию во время войны, вместе с надгробиями Собора, но возвращена в 1990 году.
Здание Старого монастыря, 14 века, было самой ранней постройкой, перестроенной в 1622 году. Сейчас от него остались только западное и южное крылья, а также готические галереи со звездчатым сводом. Над ризницей, в часовне Святого Иоанна, находится художественная галерея иезуитов. Остатки разрушенных крыльев монастыря были найдены во время археологических раскопок между 1970-71 гг. Восстановленные нижние части стен дают возможность увидеть, как выглядел монастырь в первозданном виде.
Церковь Девы Марии (Остров Тумский)Позднеготическая приходская церковь, скорее всего, была построена на месте крепостной церкви, около 965 г, супругой Миешко I, Добраваой. Строительство продолжалось между 1431-47 гг. В начале 19 века церковь находилась в таком ужасном состоянии, что прусские власти приказали ее снести. Только случай спас памятник. Благодаря усилиям Архиепископа Леона Пршлузки, руководящего восстановительными работами в 1859-62 годах, бесценный шедевр архитектуры дошел до наших дней.
Западный фронтон, увенчанный маленьким колоколом, украшен стрельчатыми глухими окнами и небольшим орнаментом с цветочными мотивами, вырезанными в камне. Стороны расчленены декоративными покрытиями, между которыми проделаны высокие стрельчатые окна (замурованные на северной стороне). В основе здания можно видеть скалу с характерными углублениями. Как говорит легенда, они были созданы рыцарями, натачивающими свои мечи о скалу, которая, как полагают, появилась здесь при вмешательстве сверхъестественных сил. Высокая крыша покрыта коньковой черепицей.
В церковь можно попасть с южной стороны, через стрельчатый портал, выполненный из профилированного и глазурованного кирпича. Похожий портал, только замурованный, можно найти и на северной стороне. Пролет в три нефа имеет готический звездчатый свод над нефами, над алтарем и галереей, а также крылатый свод на поддерживающих арках, датируемых 1727 г. Внутренняя многоцветная живопись, рисунок витражей окон и алтарь выполнены художником Ваславом Таранчесвким между 1954-56 гг.
Церковь Иисуса Христа. Священной крови Иисуса ХристаСоздание этой церкви связано с легендой о трех святых чудотворцах. Вероятно, осквернение святого места произошло в 1399 г, в подвале стоявшего здесь дома. В первой половине 17 века, этим зданием заинтересовались кармелиты. Они умудрились купить ее около 1660 г и в начале 18 века здесь построили маленькую церковь в стиле барокко, используя готические стены старых домов. Сегодня это приходская церковь. В фасаде церкви видны остатки фрагментов старых готических стен. Над порталом высится готическая статуя Мадонны с Младенцем, датируемая 1500 г, перевезенной сюда около 1900 года из маленького городского дома на Старой Рыночной Площади. Интерьер в один неф оформлен в позднем готическом стиле и включает три алтаря, кафедру и художественные полотна 17 и 18 веков. На южной стене – скульптура начала 16 века, называемая Скорбящий Христос. Статуя появилась здесь из церкви Святой Марии Магдалины. Потолок украшенный живописными полотнами, изображающими сцены жизни трех святых чудотворцев, был сотворен в 1735 году Адамам Свашем. Подземная часовня была переделана в 1914 году по проекту архитектора Мариана Андржевского.
Церковь Святого АдальбертаПо традиции, холм, который сейчас известен как Холм Святого Войсича (Святого Адальберта) был тем местом, где епископ Адальберт читал проповеди в 996-997 перед тем, как понести мучения и там, где в 1222 году была построенная первая церковь. Нынешняя церковь построена в 15 веке как готическое строение в один неф. Боковые нефы пристроили только веком позже. В самом начале 16 века в церкви построили фронтоны эпохи Возрождения и расширили ее до часовни Святого Антония на юге. Во время Второй Мировой Войны церковь была одной из двух церквей (другая – церковь Девы Марии Страдающей в городке Лазарз) где мог молиться Польский народ. При битве за освобождение города в 1945 году ее разрушили, но очень скоро вновь отстроили.
Теперь это была церковь из трех нефов со звездчатым сводом. Внутренняя часть украшена многоцветной росписью Антония Прокажловича, 1911-12 гг. Высокий алтарь, стилизованный под готику, датируется 1953 г. Его центральная часть выделена готическим рельефом 15 века, изображающим вознесение Девы Марии, приписываемый последователю Вита Ствоша. В боковых нефах установлены три алтаря позднего ренессанса; одного из них, на южном нефе, отличает полотно, изображающее Скорбящего Христа, итальянской школы 16 века. Копия каменной кафедры, украшенной рельефами с изображениями выдающихся польских проповедников, была выполнена Марсином Розеком. На южном нефе посмертные изображения 17 века и мраморный саркофаг Карола Марчинсковски, также созданные Марсионм Розеком. В часовне Святого Антония на южной стороне (проход замечателен впечатляющей решеткой 17 века) множество надгробных надписей национальным героям и выдающимся гражданам Великой Польши. Одной из достопримечательностей церкви являются Рождественские ясли из Вифлеема и 102 статуями, изображающими Польских королей и героев, замечательных ученых, писателей и музыкантов.
В 1923 году в церковном подвале создали Мемориальное захоронение, известное как «Скалка Познаньска». Здесь захоронены останки многих известных и важных Поляков, среди которых Йозеф Вибски (1747-1822); сооснователь польских легионов в Италии и автор польского национального гимна.
За пределами стен церкви по периметру установлено много мемориальных досок видным гражданам Великой Польши, включая Клодина Потока, Эмилию Шаньека, Аниела Тулодзиека, и дивизионного командира польской национальной армии, полковника Хенрика Коваловка. Напротив церкви стоит деревянная крытая колокольная башня с тремя колоколами.
Церковь всех святыхЦерковь спроектирована Антонием Хоне и построена в 1777-86 гг вне пределов средневекового города. В начале 19 века ее отштукатурили. До 1945 года это была евангелистская церковь Священного Креста. С 1981 года - это простая приходская церковь.
Здание, построенное в форме креста, покрыто четырехъярусной крышей. К церкви примыкают шпиль на западе, и ризница на востоке. Само строение украшено орнаментами эпохи классицизма. Над главным порталом, ниже шпиля, стоят статуи Святого Петра и Павла. Внутренняя часть здания покрыта эллиптическим куполом, опирающемся на восемь колонн. Между колонами проходят двухуровневые галереи. Интерьер, выполненный в стиле позднего барокко, украшен элементами классицизма, такими как высокий алтарь с хором и кафедрой над ним. На алтаре полотно «Вечеря Господня», датируемое 1786 г. и статуи четырех проповедников на каждой стороне. Возле церкви стоит дом, поостренный между 1912 -1913 гг, который прежде использовался как дом викария.
|
|