Старый город
Через симпатичный закоулок Мариацкая площадь сообщается с Малым Рынком.
Появившийся уже в 1257 году, он изначально выполняло роль вспомогательного
торжища. Сперва здесь торговали исключительно мясом и знаменитыми краковскими
колбасами, а с прошлого века - и овощами. Мостовая площади имеет небольшой уклон
в южную сторону. С востока она замкнута рядом средневековых строений, с запада -
зданиями, входящими в ансамбль костела Св. Барбары.
Летом Малый Рынок превращается в небольшой кафетерий под открытым небом, с
многочисленными столиками разноцветными зонтиками, где можно позволить себе
небольшую паузу, не теряя при этом контакта с краковскими
достопримечательностями. В холодную или дождливую погоду к услугам гостей города
- рестораны, кафе и трактиры на первых этажах зданий.
В доме под номером 6 , называемом Шоберовским, в 1661 году разместилась
редакция первого польского журнала, Польский Меркурий. Тираж журнала составлял
100-250 экземпляров. Вышло, однако, всего сорок один номер еженедельника, т.к.
реформы провалились, король отрекся, и журнал закрыли. На Шпитальной улице, под
номером 24, расположена правослославная церковь в честь Успения Божией Матери.
На площади Святого Духа привлекают внимание два здания: строгая готическая
церковь Св. Креста и контрастирующий с нею нарядный Театр им. Юлиуша Словацкого.
Костел Святого Креста, расположен вблизи городских стен, имеет некоторые
черты оборонного зодчества. Начало ее строительства относится к 1300 году, но
главный объем появился позже. Возведенный в традициях храмов зального типа, с
одним нефритом, костел предварен квадратной в плане башней - звонницей с
островерхим шпилем. Кровля покрыта черепицей - редкость для краковских храмов.
Сдержанный наружный облик храма контрастирует с богатым убранством интерьера. От
центрального круглого столба веером расходятся каменные ребра нервюр, напоминая
экзотическую пальму. Наличие одного-единственного столба - другая характерная
особенность строения.
Украшения стен в стиле «гротесков» и растительные узоры в духе Возрождения,
частью воссозданные, поражают своим разнообразием. Эти росписи приписывают
цистерлианскому монаху Станиславу Самостшельнику, первому польскому живописцу,
усвоившему уроки Ренессанса. Интерьер располагает и другой
достопримечательностью - крестильной купелью, вылитой из бронзы в 1423 году в
мастерской Яна Фрейденталя. Позднеготические резные кресла на хорах
свидетельствуют о высоком уровне краковских столяров 15 века.
Первоначально построенный как больничный храм, с конца 19 века костел стал
приходским храмом краковских актеров и театральной публики.
Близстоящий театр им. Юлиуша Словацкого - предпосылки возрождения этих
традиций. В середине 1990-х годов, с целью сохранения ценнейших произведений
искусства четырехвековой давности, в костеле Св. Креста начались реставрационные
работы сводов, в связи с чем посещение костела публикой несколько затруднено.
Театр им. Юлиуша Словацкого. Был построен в 1890-93 годах как новый городской
театр и для своего времени стал одним из самых передовых сооружений подобного
предназначения. Открытие театра, торжественно прошедшее 21 октября 1893 году,
стало истинным праздником для всех представителей польской культуры.
Здание вмещает около 920 зрителей и обладает исключительной акустикой. Фасад
театра отличается необыкновенным богатством скульптурного оформления. Над
выступающими вперед ризалитами водружены наиболее крупные фигуры: слева -
Поэзия, Драма и Комедия, работы Тадеуша Бловацкого; справа - Музыка, Оперетта и
Опера, Альфреда Дауна. Над аттиком установлена композиция «А сейчас Полонез»:
юноша и девушка в национальных костюмах, начинают танец. Это - Тадеуш и Зоя,
герои поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш». Ниже, на фронтоне аттика - надпись на трех
мраморных досках: «Дар Кракова народу».
В эдикулах ризалитов, перед круглыми нишами - два аллегорических бюста:
Веселье и Грусть. Детали наружного убранства подражают образцам краковского
народного искусства. Пышный интерьер театра - купол над залом, декорированные
ложи, лепнина, позолота, стенопись, двойные пандусы, ведущие в фойе - содержит
выдающиеся произведения искусства.
Коллегиум - Майус один из старейших университетов в мире, не изменившему
своего предназначения с эпохи Средневековья. Он возведен к 1400 году и веками
служивший главной резиденцией университета, а ныне ставший музеем его истории,
парадные залы которого используются по особо торжественным случаям. Каковский
университет был основан в 1364 году по указу Казимира Великого.
Начавшееся было строительство университетских зданий в Казимеже, близ
Кракова, после смерти Казимира было приостановлено, т.к. его преемник, Людовик
Анжуйский не уделял этому делу должного внимания.
Дальнейшее развитие Университета связано с именем дочери Людовика, Ядвиги,
которая завещала в его фонд свои драгоценности, а также добилась от папы
Бонифация IX разрешения открыть еще один факультет - теологический. И сейчас
Ягеллонский Университет продолжает во многом определять облик и стиль городской
жизни.
Вавельский холм
В списке ЮНЕСКО помещен Королевский замок на Вавеле - резиденция польских
правителей и королей (с X до XVI вв.). Расположенный на холме над Вислой, в
течение веков множество раз подвергавшийся реконструкции и перепланировке, Замок
сегодня служит примером разнообразия европейских архитектурных стилей, смесью
романского и готического стилей со стилем Ренессанса.
Люди живут на Вавельском холме уже пять тысяч лет. Здесь обитали кочевники
эпохи палеолита, оседлые племена неолита, бронзового и железного веков. Исстари
Вавель стал укрепленной резиденцией - сперва князей, затем королей. От
Вавельского «местечка», где размещались дворцовые службы, остались лишь
незначительные следы. В 19 веке появилась категория «вавельцев» - солдаты
австрийского гарнизона. И сейчас там живет причт собора.
Королевский замок. В начале 12 века появились крепостные строения в романском
стиле, а первые готические конструкции, фрагменты которых вошли в состав
последующих зданий, относятся ко времени правления Владислава Локотка,
стремившегося утвердить Краков в роли столицы. По инициативе Казимира Великого,
царствовавшего в 1333-1370 годы и основавший множество старинных польских
замков, был возведен величественный королевский замок в готическом стиле, от
которого сохранилась башня Курья Лапка.
Стоящий рядом готический павильон с широкой террасой относятся ко времени
правления Ядвиги Анжуйской и Владислава Ягелло, представляя собой пример
модификаций старого замка Казимира. Однако самые большие переделки королевская
резиденция претерпела в начале 16 века, когда после разрушительного пожара 1499
году король Александр и его брат Зигмунд Старый предприняли перестройку в
ренессансном стиле. Так появился огромный дворец - крепость в итальянском вкусе.
Но и эти прибавления не избежали пожаров: так появились некоторые новые
интерьеры с барочными элементами. С переездом двора в Варшаву и с разделами
Польши для Вавеле наступают черные дни. В 1846 году, когда королевские земли
окончательно отходят Австрии, в замке начинают хозяйничать австрийцы, устроившие
здесь казармы и разобравшие средневековые стены и башни, окружавшие холм с юга и
запада, а так же псалтырню, костелы Св. Михаила и Св. Ежи. Польская
общественность не могла больше мириться с варварским отношением к национальной
святыне.
Был собран выкуп, 3 504 609 австрийских крон, выплаченный австрийскому
правительству за Вавель. В 1905 году австрийские солдаты оставили замок, а в
1911 году - все Вавельское взгорье. Сразу же после этого начались
реставрационные работы, а после Первой мировой войны здесь был учрежден
национальный музей, Государственное художественное собрание на Вавеле.
Главным сокровищем парадных залов остаются аррасы - огромная коллекция
гобеленов, получивших свое название по имени французского городка Аррас,
славившегося в 14-15 веках. Они представляют собой самое значительное выражение
ренессансного искусства во всей Польше, являясь при этом частью первоначального
убранства замка.
Первым заинтересовался аррасами Зигмунд Старый, купивший в 1526 году в
Антверпене 16 шпалер. Спустя семь лет король заказал их вторую партию, из 92
штук.
Среди жанровых и библейских, в традициях эпохи, сюжетов выделялись
«иллюстрации» к пьесам Шекспира. Представлен, например Фальстаф из «Виндзорских
проказниц», Полоний из «Гамлета» (по пьесе он подслушивал, укрываясь за ковром).
С крушением Речи Посполитой и разделом Польши аррасы, в 1795 году, были
отправлены в Петербург, в Зимний дворец. Там, в царской резиденции, они и
находились до 1921 года, когда по Рижскому мирному договору, большевики вернули
аррасы.
Но на этом путешествия аррасов (гобеленов) не закончились. В начале Второй
мировой войны, в сентябре 1939 году, они были спрятаны от нацистов и вывезены в
Румынию, а затем в Канаду, вернувшись в Вавель в только в 1961 году, после
многолетних требований правительства Польши
Ценность современной коллекции в том самом интерьере, для которого они были
созданы. Их формы и размеры точно соответствуют формам и размерам стен отдельных
залов замка. Шпалеры были сотканы из сукна и шелка, с вплетенными серебряными и
золотыми нитями, все это ставит вавельские аррасы (гобелены) в один ряд с самыми
выдающимися произведениями эпохи Возрождения. Постоянные выставки в королевском
замке:
- Апартаменты короля Станислава Августа.
- Залы сейма.
- Комнаты придворных.
- Залы картин, написанных Яном Матейко.
- Кабинет орденов и кабинет нумизматики.
- Коллекция восточных ковров.
Время работы: вторник-суббота с 10.00 до 18.00, воскресенье - с
11.00 до 18.00. Последние посетители пропускаются в 17.00; выходной понедельник.
Первый кафедральный собор на Вавеле был заложен около 1020 года, когда по
Гнезненскому договору, император Оттон III поручил польскому королю Бореславу I
учредить польскую церковную иерархию. От этого собора сохранилось только
подземная крипта Св. Гереона, расположенная на уровне подвалов западного крыла
замка. Фасад собора поражает уникальной смесью европейских стилей: стоя возле
него, можно воскресить в памяти всю историю романской, готической, ренессансной
и барочной архитектуры с их характерными признаками.
В последние века его не раз расширяли и перестраивали. Для многих правителей
крипта собора стала местом последнего успокоения. Обе эти часовни при соборе
служат усыпальницами, предоставив свои стены членам династии Ягеллонов-Вазов,
правивших в «золотой век Польши».
Массивность квадратной в плане часовни умело, разряжена легкими ребрами руста
и изящными пилястрами. Почти всю гладь каждой стены восьмигранника занимают
круглые окнища с лепным обрамлением. Две часовни – усыпальницы внешне сходны, но
их интерьеры очень разняться.
|