Казимеж
В 1335 году на другом берегу Вислы, имевший тогда иное русло, возник город
Казимеж, названый именем своего основателя Казимира Великого. Некогда соперник
Кракова, город впоследствии пришел в упадок и в 1796 году потерял
самостоятельность.
На месте засыпанного в 1872 году рукава реки был проложен бульвар,
превратившийся напряженную транспортную магистраль. Казимир Великий по праву
считается великим национальным строителем. Монарх в течение сорока лет своего
царствования поставил 50 замков, основал множество поселений и городов, из
которых 27 получили оборонные стены.
К этому перечню можно добавить и сотни церквей. В том числе казимежский
костел в честь католического праздника Тело Господня, стоящего в
северо-восточном углу площади Вольницы. Храм сохранил готическую структуру
своего главного корпуса.
Костёл Тела Господня
Основателем костела был сам король Казимир Великий. Строительство началось в
1340 году и продолжалось до начала XV века. Костел, выходивший на рыночную
площадь, главную площадь города, просто обязан быть великолепным. Он
действительно очень красив внутри.
В составе огромного алтаря, созданного в 1634-1637 годах находится картина
"Поклонение волхвов" Томассо Долабеллы, придворного художника короля Зигмунда
III (Zygmunt III). Кроме этого костел украшают крупные полотна художника Лукаша
Поребского. (Lukasz Porebski). По бокам находятся резные лавки XVII века. В
северной части костёла находится каменный алтарь XVII века с реликвиями Бл.
Станислава Казимирчика (bl. Stanislaw Kazimirczyk).
Вот только увидеть здание костела полностью во всем своем великолепии
практически невозможно из-за плотной городской застройки. Обязательно посетите
его. Проходим дальше, до первого поворота налево. Здесь, на углу, находится
старинное здание школы. Обратите внимание, что на ней висит не одна табличка
"Школа", а несколько: "Начальная школа" (Szkola podstawowa) и "Лицей" (Liceum
ogolnokosztalcacy).
Дело в том, что школьная реформа 1999 года разделила школу: если раньше
"Школа" была с 1 по 8 класс, а затем можно было продолжать обучение ещё 4 года в
лицее. То теперь обязательно образование только с 1 по 6 класс, а сразу потом
начинается "Лицей", куда, кстати, надо ещё сдать экзамен. И вот сегодня зачастую
под одной крышей существуют и "Школа" и "Лицей".
Здесь мы поворачиваем налево, и проходим мимо школы по улице Waska [вонска]
или "узкая". Дома на правой стороне улицы имеют далеко не презентабельный вид,
но это проблема отсутствия хозяина, о чём я скажу позднее. А мы, тем временем,
входим в Старый Казимеж.
Он был возведен в 1340-1405 годах под руководством членов семейства Чипсер,
краковских мещан венгерского происхождения. Базиликального типа, костел
впечатляет своей аскетической простотой, нарушаемой только зубчатым западным
фасадом, в кирпичные ниши которого вделаны каменные рельефы. В целом, благодаря
белому камню, красному, разного оттенка, кирпичу и, конечно, позолоте лепнины и
резьбы здесь создается праздничное настроение.
Костёл Паулинов на Скалке
Скалка - это небольшое взгорье на берегу Вислы, на котором ещё до XI века был культовый центр Вислян (проживавшей здесь народности). В XI веке был построен небольшой романский костел, который в 1079 году стал свидетелем одного из известнейших и загадочнейших убийств в истории Польши.
Легенда гласит, что польский король Болеслав Смелый обрёк краковского епископа Станислава из Щчепанова (Stanislaw z Szczepanowa) на смертную казнь: во время ссоры король попросту отрубил епископу голову мечом. Затем тело было вынесено на улицу и разрублено на куски. Останки мученика были выброшены в пруд неподалёку от костёла; другая легенда утверждает, что их сбросили в Вислу. Как бы там ни было, похоронили его в костёле на Скалке, и через 10 лет в 1089 году останки перенесли на Вавель.
Самое главное, что по легенде тело, разрубленное на части вновь чудесным образом срослось. И в этом виден символ судьбы всей Польши: что раздробленное на части государство вновь соединится в одно целое. В 1253 году Станислава канонизировали; и с тех пор, благодаря символичному воссоединению, он считается покровителем Польши.
В память о том событии в день св. Станислава (8 мая) со Скалки к Вавелю проходит процессия во главе с примасом Польши. Оригинальный памятник святому находится перед костелом, в центре небольшого пруда.
Здание монастыря было построено в 1751 году архитекторами Антони Мюнтцером и Антони Солари.
В подземелье костела находится Национальный пантеон. В нем покоятся такие знаменитости, как художники Станислав Выспянский, Генрих Семирадский и Яцек Мальчевский, поэты Теофил Ленартович и Адам Аснык, писатель Юзеф Игнацы и знаменитый летописец Ян Длугош.
Где перекусить в Казимеже?
Ну, вот и в нашей продолжительной экскурсии пришло время подкрепиться. Для этого улица Шерлока, как главная туристическая достопримечательность Казимежа, предоставляет все возможности. Практически вся она сплошь уставлена небольшим кафе и ресторанами.
Самый знаменитый из них - "Ariel" [Ариель] (Szeroka, 17). Это и ресторан с собственным залом и кафе, в том числе со столиками на улице. Интересно, что вечерами в неё выступает ансамбль русской музыки.В самом начале улицы, в доме 6 находится гостиница и ресторан "Klezmer-Hois" [клезмерхоис]. Ресторан представляет собой несколько больших комнат оформленных так, как будто это обычные комнаты в обычном доме 100 лет назад. На стенах висят картины, рядом стоят старые шкафы, даже столы покрыты вышитыми скатертями, а сидеть и вовсе можно на обычном диванчике. Словом, весь антураж делает этот ресторанчик по-домашнему уютным. В 20:00 здесь проходят концерты еврейской музыки. Во время концертов за вход берут дополнительно 5$.
Открыт ресторан до последнего клиента. Однако кухня работает только до 22:00, так что позже этого времени вам предложат только блюда, не требующие приготовления: пиво и прочие напитки.
Цены в ресторане немного высоковаты, но, в крайнем случае, всегда можно просто посидеть здесь за бокалом пива в тёплой компании, и оценить весь антураж.
Вообще, здесь вы увидите немало небольших уютных кафе. И если несколько лет назад ночной Казимеж ассоциировался, скорее, с опасностью быть ограбленным, то сегодня количество маленьких кафе и ресторанчиков увеличивается с каждым месяцем. И летними вечерами практически на каждой улочке, в каждом переулке то здесь, то там слышится музыка, доносящаяся из открытых окон кафе.
Еврейский квартал в Кракове
В конце 15 века король Иоанн Ольбрах приказал евреям покинуть столицу. Они нашли приют в Казимеже, образовав здесь замкнутое автономное поселение. «Еврейский город», располагался между площадью Вольницы и юго-восточным сегментом крепостных стен, занимавшая половину территории Казимежа.
В самоуправлявшийся еврейский квартал стекались беженцы из других стран. Особая атмосфера «города в городе» сохранялась вплоть до Второй мировой войны. Число еврейских жителей Кракова тогда составляло 60 тысяч человек, т.е. 23% от общего состава населения Гитлеровцы уничтожали не только население, но и памятники еврейской культуры.
|