Обозреватель сайтов
 
 
1 злотый - 9,48 рублей
1 zloty - 9,48 rubley
 
 
До войны Варшаву за ее великолепную архитектуру и уличную атмосферу называли "Северным Парижем".
 
 
Главная     Курорты   Замки
 

Главный рынок

Случайное фото
Костел на юге Польши
Костел на юге Польши

Архив фотографий
Городская планировка центра Кракова, относящаяся к 13 веку, дошла до наших дней без изменений. Площадь Главного рынка, одна из самых больших средневековых площадей в Европе, была построена в 1257 году. Она представляет собой слегка неправильный квадрат со сторонами 200 метров. Окаймляющие площадь здания, возведенные в 14-15 веках, со временем не раз подвергались перестройкам. Их фасады в классическом стиле относятся, преимущественно, к 17-19 веков, хотя сохранилось и много архитектонических фрагментов эпохи Возрождения и барокко: порталы, перекрытия, аттики, галереи внутренних дворов.

Среди главных достопримечательностей площади - Сукеннице, Ратушная башня, костел Св. Войцеха, дворец Збараских, дворец «Под баранами», памятник Адаму Мицкевичу и, в первую очередь, Мариацкий костел.

Визит на Главный Рынок это не только эстетическое удовольствие, но и исторические, и даже экологические знания. Между костелом Св. Войцеха и южным углом Сукенниц вмонтирована мраморная плита, указывающая место, где Альбрехт Гогенцоллерн, первый герцог Пруссии, принес присягу на верность Польше. На площади расположен и самый известный в Польше аристократический кабачок, «Пивница под баранами». Главный Рынок, как практически и весь исторический центр Кракова, сегодня закрыт для большого автомобильного движения - исключение сделано лишь для машин местных жителей и общественного транспорта.

Таким образом, сама площадь и прилегающие к ней улицы превратились в место приятных пешеходных прогулок. К услугам тех, кому долгие прогулки не по душе, - экипажи, ждущие ездаков на западной части площади. Кафетерии, трактиры и рестораны, музеи и учреждения культуры, размещенные на Главном Рынке, вместе с историческими достопримечательностями займут у посетителя площади немало часов.

Памятник Адаму Мицкевичу

Памятник самому великому польскому поэту, Адаму Мицкевичу сооружен в конце 19 века и торжественно открыт к 100 - летию со дня его рождения. Решение об установке памятника было принято отцами города в связи с переносом останков поэта в Краков, в Вавельский собор. В результате конкурса объявленного в 1890 году, лучшей была признана работа Теодора Ригера.

Статуя Мицкевича водружена на высоком пьедестале, по сторонам которого расположены аллегорические фигуры. Это - Родина, у фронтона постамента, представленная в виде девы с поднятой рукой; Поэзия. Слева, дева с лирой; Наук, в образе старца обучающего отрока и Патриотизм, олицетворенный юным шляхтичем.

Во Второй Мировой войне нацисты разобрали памятник и увезли статую поэта и аллегорические фигуры в Германию, но, к счастью, не пустили на переплавку. В 1955 году, как только скульптуры были найдены, памятник был воссоздан и со временем превратился в общегородское «место встречи». Ежегодно, 24 декабря, в праздник Св. Адама, т.е. на именины поэта, местные цветочницы приносят к памятнику цветы.

Сукеннице

В центре площади раскинулось грандиозное здание Сукенниц - уникальное украшение Главного Рынка, являющегося своеобразным синтезом архитектуры Кракова разных эпох, от седой старины до дней недавних. Сперва, с начала 13 века, здесь существовали торговые ряды - по сути дела, это была улица, по сторонам которой тянулись лавки, преимущественно, торговцев сукном (отсюда и название).

В 1358 году по повелению Казимира Великого был сооружен единый, длиной 100 метров, торговый зал, что тогда было новинкой. Имя его строителя неизвестно, но мы знаем, что полвека спустя над перестройкой суконных рядов трудились известный архитектор Миколай Вернер и Марцин Линдитольд. К их структуре через 150 лет, в 1558 году, был добавлен ренессансный аттик с лепными украшениями, радующий глаз классической ясностью.

На втором этаже, помимо просторных залов для балов и приемов, была устроена Галерея Польской живописи, а поперечно главной оси здания поставлено нечто вроде трансепта с неоренессансным аттиком. Сукеннице расположены на оси север - юг, а их главные фасады, длиною 100 метров, симметричны. Портал восточного фасада, перед которым стоит памятник Мицкевичу, оформлен как главный: на нем водружен герб города, - участок городских стен с тремя башнями и с открытыми воротами, в которых распростирает свои крылья геральдический орел; гербовый щит увенчан королевской короной.

Ратушная башня

Ратушная башня высотой 70 метров, одиноко возвышается на севера - восточной части площади - это все, что осталось от древней ратуши, разобранной в начале 19 века. Теперь средневековый ансамбль ратуши можно увидеть только на старых картинах. Строительство башни было закончено к 1383 году. На протяжении следующих трех столетий ее непрестанно перестраивали.

В начале 17 века в башню ударила молния, и от возникшего пожара она пострадала и грозилась упасть. Во избежание этого Ратушная вежа была укреплена мощной скарпой с западной стороны. Это спасло ее от обвала, но не выправило отклонение от вертикали в 55 см. Тогда же готический шпиль заменили на барочный шлем.

Реставрационные работы 1960 - х. годов позволили воссоздать внешний вид, планировку и отдельные архитектурные детали. В летнее время с верхнего яруса башни можно любоваться превосходной панорамой Старого города.

Костел Св. Войцеха

В юго-восточном углу Рыночной площади, там, где берет начало Городская улица, в зелени тополей стоит небольшой костел во имя Св. Войцеха, первого патриота страны и первого польского Святого. Построенный из тесанного извястника на рубеже 11-12 веков в романском стиле, он является самым древним зданием в этом районе.

В старое время, костел мог быть бастионом, охранявшим с севера к Вавельскому холму. Утратив военные функции, здание, с получением Краковым статуса самоуправляющегося города на основе Магдебургского права в 1237 году, стало исполнять роль только лишь храма и органически вошло в ансамбль площади.

Согласно преданию, именно здесь Св. Войцех крестил язычников, предков современных поляков. Св. Войцех, будучи с 983 года епископом Праги, совершал миссионерские поездки к язычникам - пруссам. Останавливался он при дворе Болеслава Храброго, а значит и в Кракове. Таким образом, совершено правдоподобно предание о проповедях Св. Войцеха перед язычниками в древней церкви. Костел Св. Войцеха был последним из главных, где шли проповеди на немецком языке, - в начале 16 века они сменились на польский.

Мариацкий костел

Готический костел в честь Вознесения Наисвятейшей Марии - панны, в просторечье называют Мариацким, - основной монумент района Главного Рынка. Он является главным городским собором, в то время как королевский кафедральный собор в Вавеле - главный епархиальный храм.

Костел был поставлен на месте предыдущей романской церкви, основанной епископом Иво Одровонжем. В «наследство» от той церкви осталось нерегулярная ориентация здания, отличная от прямоугольной планировки Старого Рынка. Современная постройка - уже третья по счету на этом месте, т.к. второй костел был разрушен во время монголо-татарского набега 1241 году. Выложенная из кирпичей в ручной работы, она имеет базиликальный план, с тремя нефами, центральный из которых выше боковых. Строительство главного объема началось в середине 14 века и закончилось в 1397 году, когда архитектор Миколай Вернер возвел свод среднего нефа. Понадобился, однако, весь 15 век для того, чтобы поставить две башни, приделать каплицы и перекрыть своды.

Острый готический шпиль более высокой башни относится к 1478 году, а корона, регалия Божьей Матери, «королева Польши», была добавлена в 1666 году. Завершение другой башни, более приземистой и мощной - ренессансный шлем 16 века. Она служит звонницей, снабженной пятью колоколами. Самый большой из них, по прозванию Ползигмунт, был отлит в 1438 году.

Легенда гласит, что его внес на башню без посторонней помощи Краковский силач Станислав Чолек, сын Мазовецкого воеводы. Более высокая башня уже с 14 века служила главной сторожевой вышкой Кракова. Караульщики были обязаны предупреждать горожан в случае пожаров и вражеских нападений. Сейчас в такой службе, естественно, нет нужды, но, тем не мене, каждый час с башни звучат позывные старинного сигнала «хейнал», ставшего одной из самых выразительных характеристик Кракова.

Самого слово «хейнал» - венгерского происхождения и означает «утро»: сигнал служил призывом к побудке. В наши дни он стал сигналом точного времени. Каждый час наверху башни Мариацкого костела появляется трубач, дудящий «хейнал» на четыре стороны света. Звуки трубы, отражаются эхом от стен Старого Города, создают здесь чарующую атмосферу.

Вокруг «хейнала», как и положено, в Кракове, возникла легенда. Однажды трубач, увидев приближающуюся конницу, стал трубить тревогу, но пал, сраженный татарской стрелой, вонзившейся ему в горло. Горожане, вовремя предупрежденные сумели отбить атаку, и даже захватили богатые трофеи. С тех пор «хейнал» заканчивается на той самой ноте, на которой оборвалась жизнь защитника – воина.

Ежедневно в 12 часов дня разносится по всей Польше: его транслирует первая программа национального радио – это мелодия стала теперь позывными Краковской астрономической обсерватории. Трансмиссионные микрофоны были установлены на башне в 1926 году.

Политрохромный интерьер костела, с обилием превосходных произведений живописи, скульптуры и витражей, представляет широкую панораму стилей – от готики до историзма середины 19 века, от барокко до «модерна». И все же, основное внимание здесь всегда приковано к величайшему сокровищу храма – к огромному главному алтарю работы Вита Стоша.

В самом верху, под абажурным балдахином, - Богородица, коронуемая Святой троицей. На створках изображены: Благовещенье, Рождество Христово, Поклонение царей - волхвов (левая створка) и Воскресение, Вознесение Христово и Сошествие Святого духа (Пятидесятница).

У подножья алтаря, на пределе, - Иессево дерево, родословие Спасителя. Фигуры в главной сцене алтаря своими размерами превышают человеческие: например, статуя Апостола Петра, поддерживающего Богородицу, имеет в высоту 280 см. Среди других достопримечательностей - творение в камне и дереве поколений краковских мастеров.





     
 
Главная   карта сайта   Разработка сайта и реклама в интернете